Колл-центр 1082
Телефон доверия: +998 (71) 259-21-37
Сайт работает в тестовом режиме
Ру Ўз O'z En

Новости

27 Мая 2021

Доклад Директора Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан А.Ж. Ортикова на тему: «Стратегия управления и реформирования государственных предприятий на 2021-2025 годы».

(27 мая 2021 года, г. Ташкент, «Hyatt Regency»)

 

Добрый день, уважаемые участники и гости Форума!

Уважаемый Джамшид Анварович, госпожа Анна Бьерде!

Дамы и господа!

       Позвольте еще раз поприветствовать Вас на сегодняшнем мероприятии, организованном Агентством по управлению государственными активами при сотрудничестве с Всемирным банком.

       Мне доставляет большое удовольствие видя интерес общественности к данному Форуму, а также весомость состава его участников.

       Как Вам известно, в Послании уважаемого Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева Олий Мажлису и народу Узбекистана от 29 декабря 2020 года, одними из приоритетных направлений структурных преобразований страны были определены ускорение трансформации государственных компаний, приватизация, а также сокращение участия государства в экономике.

       Прежде всего, хотел бы обратить Ваше внимание на следующее:

       - высокий уровень участия государства в экономике препятствует развитию здоровой конкурентной среды;

       - без осуществления прозрачного процесса приватизации, мы не сможем завоевать доверие отечественных и иностранных инвесторов;

       - не осуществив меры по трансформации государственных предприятий, не сможем повысить их привлекательность.

       В качестве примера могу отметить, что в настоящее время практически каждый государственный орган и органы местной власти и управления являются учредителями предприятий.

        Так, число предприятий с государственным участием на сегодняшний день составляет более двух с половиной тысяч (2 541), из которых половина созданы в форме государственного унитарного предприятия (1210 ед.).

       Подавляющее большинство предприятий с государственным участием являются неэффективными, что еще раз подтверждает то, что государство не является хорошим менеджером и предприятия находясь в собственности государства не осуществляют деятельность на конкурентных рыночных условиях.

         Агентством по результатам анализа деятельности предприятий за 2020 год были впервые опубликованы итоги о финансовых результатах предприятий с наибольшей чистой прибылью (20 ед.) и наибольшими убытками (10 ед.).

       В результате предоставления льгот и преференций для государственных предприятий они в большинстве случаев имеют преимущественное положение по сравнению с частными предприятиями.

       Следует отметить, что присутствие государства в экономике республики по-прежнему остаётся высоким - согласно статистики она составляет порядка 55 процентов. К примеру, в Южной Корее этот показатель составляет 22 процента, в Германии18 процентов, в США – 11 процентов и в Японии 5 процентов.

       Одним из главных причин этому также является отсутствие четких критериев и рамок владения и управления государственными предприятиями. Так, процедуры приватизации государственного имущества регламентируются Законом Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации», который был принят ещё в 1991 году. Нормы которого требуют существенной доработки в соответствии с современными стандартами, требованиями и реалиями.

       В связи с чем, в целях системного и качественного выполнения поставленных задач, Правительством Узбекистана 29 марта текущего года была принята «Стратегия по управлению и реформированию предприятий с государственным участием на 2021-2025».

       Уважаемые коллеги и участники Форума!

       Пользуясь случаем, хотел бы выразить особую признательность команде Европейского банка реконструкции и развития за их активное участие в разработке данной Стратегии,
а также компанию Нестор Эдвайзерс, которая непосредственно участвовала в разработке концепции документа и сопровождало её до принятия.

       Также хотел поблагодарить Всемирный банк и Азиатский банк развития, которые представили свои ценные предложение и рекомендации по проекту Стратегии.

  1. I.В целях дальнейшего обеспечения эффективности деятельности государственных предприятий, их сокращения в экономике, устранения чрезмерного вмешательства государственных органов в их деятельность, а также повышения мотивации и ответственности членов органов управления предприятий, в рамках принятой Стратегии планируется осуществить следующие меры:

Во-первых, сократить количество государственных предприятий путем определения критериев владения государственными предприятиями, ограничения участия государства в сферах, где и так развита конкуренция и успешно функционирует частный сектор;

Используя принцип «продай или объясни», при отсутствии обоснований по сохранению государственного предприятия, оно подлежит ликвидации, преобразованию либо реализации.

Во-вторых, будет обновлена нормативно-правовая база в сфере приватизации, управления и реформирования предприятий с государственным участием путем принятия нового Закона Республики Узбекистан «Об управлении государственным имуществом» и Закона «О приватизации» в новой редакции.

В настоящее время данные проекты разработаны при содействии международных финансовых институтов (ЕБРР, Всемирного банка, АБР) и зарубежных экспертов. До конца текущего года Агентством будут приняты меры по их внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В-третьих, государство не будет создавать новые предприятия без надлежащего обоснования, при этом, все действующие государственные унитарные предприятия будут поэтапно преобразованы в другие организационно-правовые формы, в которых ведут деятельность частные юридические лица.

Могу отметить, что в кратчайшее время вы увидите первые результаты реализации Стратегии в части поэтапной реорганизации порядка 600 государственных предприятия.

В-четвертых, будет отменена практика предоставления эксклюзивных льгот и преференций, а также государственных гарантий для финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов государственных предприятий, что послужит созданию равных прав и условий функционирования государственных предприятий и предприятий частного сектора.

В-пятых, будут внедряться современные методы корпоративного управления и отменено специальное право участия государства в деятельности предприятия, или так называемая - «золотая акция».

В-шестых, деятельность органов управления и контроля предприятий с государственным участием будет организована в соответствии с лучшей практикой корпоративного управления, в частности:

- с 1 января 2022 года кандидаты в Наблюдательные советы предприятий с государственным участием будут избираться на основе конкурса;

- доля независимых членов Наблюдательных советов к 2025 году будет доведена до 30 процентов;

- при наблюдательных советах будут созданы специальные комитеты по аудиту, по назначениям и вознаграждениям, по стратегии и инвестициям с упразднением ревизионных комиссий;

- исполнительный орган также будет формироваться на конкурсной основе со сроком полномочий до трех лет.

- оценка деятельности членов Наблюдательного совета будет связана с показателями внедрения принципов корпоративного управления, а деятельность исполнительного органа – ключевыми показателями эффективности (КПЭ). При этом, низкая оценка деятельности исполнительного органа, будет основанием расторжения трудовых договоров.

В-седьмых, обеспечение прозрачности и раскрытия информации о деятельности предприятий с государственным участием путем установления требований:

- о наличии корпоративного веб-сайта и раскрытие соответствующей информации, имеющей значение для государства и общественности;

- соблюдение всех процедур прозрачности процесса осуществляемых корпоративных закупок;

В связи с чем, исходя из поставленных задач, по итогам реализации Стратегии будет:

до 2025 года поэтапно сокращено количество государственных предприятий на 75 процентов;

- совместно с Министерством финансов обеспечено публичное размещение акций 20 государственных предприятий (АО «Узнацбанк», АО «Узметкомбинат», АО «Узбекнефтегаз», АК «Народный банк», АО «Узагросугурта», АО «Алмалыкский ГМК», АО «Навоийский ГМК», АО «Узавтосаноат» и др.) через первичное (IPO) и вторичное (SPO) размещение;

- привлечено 100 иностранных менеджеров в органы управления государственных предприятий.

II.Позвольте также вкратце остановиться на поставленных задачах в области приватизации государственного имущества.

       Как Вам известно Указом Президента Республики Узбекистан от 27 октября 2020 года «О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов» внедрены ряд новшеств, в том числе впервые определены крупные государственные предприятия, подлежащие трансформации (62 ед); отменена практика реализации государственных объектов по «нулевой» выкупной стоимости; инвесторам, частично внесшим платежи по госсобственности, предусмотрена выдача подтверждающего документ на пользование объектом до её полной оплаты.

Указом предусмотрена полная реализация частному сектору 479 государственных пакетов акций (долей) предприятий.

Кроме того, Указом Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2021 года начата практика внедрения современных методов приватизации. В частности, в процесс приватизации начали привлекаться профессиональных организаций, отменено требование об обязательном установлении в качестве стартовой цены государственного актива их оценочная стоимости. При этом, оценочная стоимости является ориентиром для целей реализации государственных активов.

К концу первой половины этого года в рамках выполнения вышеуказанных решений ожидается продажа более 550 государственных активов, в том числе таких крупных имущественных комплексов как бизнес-центр «Poytakht», торговый центр «Малика», гостиницы «Ичан кала», бывшего административного здания в центре г.Ташкента.

Подходим к завершающему этапу реализации государственной доли «Coca-Cola Ичимлиги», до конца года планируем реализовать госдолю в коммерческих банках «Узагроэкспортбанке» и «Пойтахт банке», предприятиях «Ферганский НПЗ», «Кварц», «Трест-12», страховой компании «Кафолат», а также в крупнейшем виноводочном предприятии республики «Ташкент вино», а также доли в предприятиях масложировой промышленности.

Для определения рыночной стоимости государственных активов нами привлечены международно-признанные оценочные компаний (KPMG, Deloitte, PriceWaterhouseCoopers и Grant Thornton), которые осуществляют процесс оценки активов.

Предприватизационная подготовка активов также осуществляется международно-признанными консалтинговыми компаниями, как «Deloitte», «KPMG» и «Grant Thornton». Процесс изучения и подготовка материалов для потенциальных инвесторов ведется по процедурам открытости, прозрачности и равноправного участия всех инвесторов.

В завершении своего выступления, хотел бы еще раз поблагодарить всех участников и гостей данного Форума за быстрый отклик и активное участие на полях данного Форума. 

Убежден, что продуктивные дискуссии и конструктивный обмен мнениями, опытом и лучшей практикой позволит участникам Форума разработать практические рекомендации в области управления
и реформирования государственных предприятий на благо развития Республики Узбекистан.

Благодарю за внимание!

1926 Распечатать
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech