Колл-центр 24/7 1082
Телефон доверия: +998 (71) 259-21-37
Сайт работает в тестовом режиме
Ру Ўз O'z En

Памятка для инвесторов

                                                                             ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

          Привлечение инвестиций в государственные активы и мониторинг внесения инвестиций регулируются на основании нижеследующих нормативно-правовых актов:

  • - Закон Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”;
  • - Закон Республики Узбекистан «О разгосударствлении и приватизации»;
  • - Гражданский кодекс Республики Узбекистан;
  • - Налоговый кодекс Республики Узбекистан;
  • - Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2014 года № ПП-2200;
  • - Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.07.2017 года № ПП-3067;
  • - Указ Президента Республики Узбекистан от 11.10.2018 года № УП-5552;
  • - Постановление Президента Республики Узбекистан от 14.01.2019 года № ПП-4112;
  • - Указ Президента Республики Узбекистан от 19.02.2019 года № УП-5666;
  • - Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2014 года №279;
  • Указ Президента Республики Узбекистан от 27.10.2020 года № УП-6096.

                                                                                                Обязательства инвестора

     

    На основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2014 года №279 покупатель обязан:

  • Предоставлять продавцу ежемесячную информацию и ежеквартальный отчет о ходе исполнения инвестиционных и социальных обязательств не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным, с приложением подтверждающих их соответствующих документов;
  • Открыть в установленном порядке специальный счет для аккумулирования денежных средств, используемых только для выполнения инвестиционных обязательств, предусмотренных договором купли-продажи объекта государственной собственности;
  • В течение шестидесяти дней после вступления договора купли-продажи объекта государственной собственности в силу создать юридическое лицо, на котором учитывается выполнение инвестиционных обязательств, в случае если покупателем является физическое лицо;
  • Выполнить инвестиционные и социальные обязательства в сроки, размерах и видах, установленных договором купли-продажи объекта государственной собственности;
  • Совместно с балансодержателем участвовать в подтверждении наличия и обследовании состояния приобретаемого объекта государственной собственности и в подписании акта приема-передачи;
  • Сохранить профиль деятельности объекта государственной собственности на определенный в договоре срок, если это предусмотрено решением территориальной конкурсной комиссии;
  • После внесения в государственный ордер на право собственности отметки «с правом распоряжения» обеспечить государственную регистрацию прав на приобретенный объект государственной собственности в установленном законодательством порядке.
  • Выполнение инвестиционных и социальных обязательств учитывается по дате поступления инвестиций на объект инвестирования, учета на балансе инвестора.
  • Обеспечить сохранность реализованного объекта государственной собственности, в том числе имущества, входящего в его состав, до момента получения права собственности на него.
  • Право собственности на объект переходит к покупателю после признания инвестиционных обязательств выполненными, а также после внесения в государственный ордер на право собственности отметки «с правом распоряжения».
  • К отчёту о выполнении инвестиционных обязательств прилагаются следующие подтверждающие документы:
  • Копии платежных поручений, грузовые таможенные декларации, акты сверки, акты выполненных работ, акты приема-передачи, акты установки, акты ввода в эксплуатацию оборудования с указанием его технического состояния;
  • Информация о ходе выполнения покупателем инвестиционной программы, в том числе предусмотренных им финансово-экономических параметров на дату представления отчета;
  • Сведения о финансово-экономическом состоянии объекта до его реализации и на момент представления информации о ходе выполнения инвестиционных и социальных обязательств;
  • Документы, подтверждающие производство определенного договором объема продукции (работ, услуг).
  • В случае, если на объекте государственной собственности имеются материальные ресурсы государственного стратегического резерва, объекты и имущество гражданской защиты и мобилизационного назначения покупатель обеспечивает сохранность объектов и имущества гражданской защиты и мобилизационного назначения, материальных ресурсов государственного стратегического резерва, принятых на ответственное хранение на договорной основе, а также беспрепятственный доступ к ним в установленном порядке.
  • Покупатель обязан не предпринимать действий, направленных или допускающих ликвидацию или банкротство созданного предприятия до полного выполнения инвестиционных и социальных обязательств, принятых согласно договору купли-продажи объекта государственной собственности.
  • При этом приемка выполнения инвестиционных и социальных обязательств осуществляется на основании письменной информации покупателя о завершении выполнения указанных инвестиционных и социальных обязательств и отчета независимой аудиторской и (или) оценочной организаций, в соответствии с условиями договора.

     

          Выполнение инвестиционных обязательств в соответствии с договором купли-продажа

    На основании Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2014 года №279 Инвестиционные и социальные обязательства принимаются покупателем в соответствии с договором купли-продажи объекта государственной собственности и осуществляются путем:

     

  • Вложения денежных средств и реинвестирования прибыли, полученной от деятельности покупателя, в том числе дивидендов, начисленных на его долю;
  • Поставки сырья и материалов, оборудования, запасных частей и комплектующих для модернизации, технического и технологического перевооружения производства;
  • Осуществления ремонтных и строительно-монтажных работ;
  • Проведения реконструкции производства;
  • Погашения полностью или частично задолженности объекта инвестирования перед Государственным бюджетом Республики Узбекистан, кредитов и других обязательств;
  • Освоения производства определенного вида продукции, работ и услуг;
  • Внедрения «ноу-хау», иных видов интеллектуальной собственности;
  • Расходов на подготовку и переподготовку кадров;
  • Сохранения профиля деятельности;
  • Иных формах, не противоречащих законодательству.
  • Инвестиционные обязательства и социальные обязательства покупателя в отношении объекта государственной собственности должны иметь сроки их исполнения. Инвестиционные обязательства также должны иметь стоимостную оценку, определяемую в соответствии с законодательством.
  •        Отражение инвестиционных обязательств в бухгалтерском балансе предприятия

  • В соответствии с требованиями Законодательства и договора купли-продажи, инвестиционные обязательства, выполненные покупателем, отражаются в бухгалтерском балансе предприятия.
  • Выполнение инвестиционных и социальных обязательств учитывается по дате поступления инвестиций на объект инвестирования и дате учёта на балансе Покупателя.
  • Отражение в бухгалтерском балансе предприятия собственного имущества (строительных материалов, основных средств, запасных частей и других ценностей), внесённого инвестором в качестве инвестиционных обязательств, осуществляется путём увеличения Уставного фонда предприятия.
  • Изменения (увеличение) Уставного фонда предприятия подлежат перерегистрации в соответствующем государственном органе.

              Порядок приемки выполненных инвестиционных и социальных обязательств

       Приемка выполненных покупателем инвестиционных и социальных обязательств осуществляется в соответствии с периодичностью, предусмотренной в договоре.


      Первый шаг.
 Приемка выполненных инвестиционных и социальных обязательств осуществляется продавцом на основании письменной информации покупателя о выполнении инвестиционных и социальных обязательств. При этом приемка выполнения   инвестиционных и социальных обязательств в полном объеме осуществляется в срок, не превышающий один месяц со дня получения письменной информации покупателя о завершении выполнения

указанных инвестиционных и социальных обязательств и отчета независимой аудиторской и (или) оценочной организаций, в соответствии с условиями договора.

Второй шаг. В целях организации приемки выполненных инвестиционных и социальных обязательств, продавец создает комиссию по приемке выполнения инвестиционных и социальных обязательств.

Для информации. В состав комиссии включаются представители продавца, участника и заинтересованной стороны договора (если таковые имеются), соответствующего органа государственной власти на местах, объекта инвестирования, территориальных подразделений Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов, территориального подразделения Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды — в случае наличия в договоре обязательств по проведению природоохранных мероприятий, территориальной инспекции по контролю в сфере строительства (в случаях внесения инвестиций в виде осуществления ремонтных и строительно-монтажных работ, проведения реконструкции производства, также, по согласованию, могут при необходимости привлекаться работники государственных органов, банков, отраслевых органов хозяйственного управления и другие специалисты.

Напоминание. Продавец по согласованию с Комиссией может привлечь на договорной основе для проведения экспертизы документов о выполнении инвестиционных и социальных обязательств, представленных со стороны покупателя, независимого эксперта (оценочную, аудиторскую, финансовую, консалтинговую организацию и др.).

Третий шаг. По результатам своей работы Комиссия принимает мотивированное решение о признании инвестиционных и социальных обязательств выполненными или невыполненными.

           Ответственность покупателя (инвестора) за нарушение (невыполнение) условий договора

 При невыполнении покупателем условий договора продавец:

  • направляет письменное требование (уведомление) покупателю об имеющемся нарушении сроков внесения выкупных платежей и (или) выполнения инвестиционных и социальных обязательств в сроки, предусмотренные для предоставления соответствующей информации согласно договору;
  • начисляет пеню за каждый день просрочки внесения выкупных платежей в соответствии с условиями договора;
  • удерживает с покупателя штраф в соответствии с условиями договора;
  • инициирует расторжение договора в установленном порядке, если покупателем в течение трех месяцев после истечения срока, предусмотренного договором, очередная часть выкупных платежей и (или) инвестиционных и социальных обязательств не внесена в объеме, предусмотренном договором.
  • Размер и порядок применения неустойки и условия расторжения договора указываются в договоре

 

Объявление о проведении конкурса по реализации объекта государственной собственности реализуемого по «нулевой» выкупной стоимости (далее – объект) публикуется в средствах массовой информации не менее чем за 2 месяца до проведения конкурса.

Реализация объектов осуществляется на основании решения территориальной конкурсной комиссии (за исключением объектов, реализуемых Государственной комиссией по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам) в соответствии с Положением утвержденным постановлением Кабинета Министров от 26.08.2003 г. № 368.

К участию в конкурсе допускаются все изъявившие желание физические и юридические лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан.

Для участия в конкурсе инвестор, не позднее чем за три дня до заранее объявленной в средствах массовой информации даты проведения конкурса, представляет на рассмотрение территориальной конкурсной комиссии конкурсное предложение в запечатанном конверте.

Конкурсное предложение должно содержать бизнес-план, инвестиционную программу (проект) с указанием сроков ее выполнения, поставки оборудования (если такое предусмотрено), его технологических параметров, планируемого ассортимента выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, сырья, мероприятий по повышению эффективности производства, использования имеющегося оборудования и производственных площадей, ожидаемого экономического эффекта, а также другие обязательства и планы инвестора по финансово-хозяйственному оздоровлению объекта продажи или восстановлению хозяйственного использования его территории.

По заявкам иностранных инвесторов для создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидные объекты, находящиеся на балансе органов государственной власти на местах, реализуются по «нулевой» выкупной стоимости, без проведения конкурса путем заключения прямых договоров с инвестором под инвестиционные обязательства

ЛЬГОТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
В СООТВЕТСТВИИ С РАЗЛИЧНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ
В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ:

Имущество, вносимое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом не рассматривается в качестве дохода налогоплательщика (ст. 129, 355).

Освобождаются от налога на добавленную стоимость:

если иное не предусмотрено статьей 212 данного Кодекса, оборот по реализации имущества, передаваемого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом (ст.208);

импорт имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом, а также сырья, материалов и заготовок для использования в собственном производстве, ввозимых предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви (ст. 211).

В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О таможенном тарифе»:

От обложения таможенной пошлиной освобождаются:

имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд;

имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в Республику Узбекистан в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции (ст. 33).

При осуществлении внешнеторговой политики Республики Узбекистан в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаровввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, в соответствии с законодательством (ст. 35).

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 04.03.2015 г. № 4707:

льготы по таможенным платежам, предусмотренные законодательством по ввозимому технологическому оборудованию, применяются в отношении технологического оборудования , год выпуска которого не превышает 3 лет на момент ввоза на таможенную территорию Республики Узбекистан.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.04.2012 г. № УП-4434:

вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн. долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налогов, социальных платежей, а также обязательных отчислений таких как в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации;

в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн. долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования;

категорически запрещено установление государственными органами и коммерческими банками дополнительных требований и ограничений, связанных с деятельностью иностранных инвесторов;

по заявкам иностранных инвесторов для создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидные объекты, находящиеся на балансе органов государственной власти на местах, реализуются по «нулевой» выкупной стоимости, без проведения конкурса путем заключения прямых договоров с инвестором под инвестиционные обязательства;

упрощение визового режима для работников иностранных компаний участвующих реализации инвестпроектов (оформление въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев);

упрощения доступа к экономической информации, необходимой для реализации инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении, денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и другой информациии.

Перечень отраслей, сфер экономики и територии на которые распространяются представлен ниже.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 20.07.2007 г. № 672:

при реализации государственных активов с инвестиционными обязательствами, вносимые инвестором инвестиции в виде денежных средств в свободно конвертируемой валюте зачисляются на отдельный счет предприятия и не подлежат обязательной продаже.

При этом, вносимые в качестве инвестиционных обязательств средства и имущество не подлежат обложению налогами на прибыль, на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры и на добавленную стоимость, а также в течение инвестиционного периода, в соответствии с заключаемым договором купли-продажи, взысканию в принудительном порядке в счет погашения ранее образовавшейся задолженности предприятия.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 03.07.2014 г. № ПП-2200:

в случае оплаты инвестором выкупных платежей в течение одного месяца со дня заключения договора купли-продажи государственных активов ему предоставляется скидка от суммы выкупных платежей в размере годовой ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан на дату заключения договора купли-продажи;

срок оплаты выкупных платежей, за исключением суммы первоначального платежа, по государственным активам устанавливается продавцомдо 2 лет со дня вступления в силу договора купли-продажи, если иное не установлено решениями Правительства или Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества иностранным инвесторам.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.10.2014 г. № 279:

по низкорентабельным, убыточным, экономически несостоятельным предприятиям, реализованным инвесторам по нулевой выкупной стоимости под инвестиционные обязательства, производится списание безнадежной задолженности прошлых лет по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, включая начисленные по ним пени и штрафы;

собственник - юридическое или физическое лицо по приобретенному по нулевой выкупной стоимости государственному низкорентабельному, убыточному, экономически  несостоятельному предприятию (его имуществу) или низколиквидному объекту не облагается соответственно налогом на прибыль и налогом на доход с физических лиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента Республики Узбекистан
от 11.04.2005 г. № УП-3594

 «ПЕРЕЧЕНЬ

отраслей экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.

2. Легкая промышленность:

производство готовых хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажного полотна;

производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции и текстильной галантереи;

производство натуральных кож, кожевенно-галантерейная промышленность, обувная промышленность.

3. Шелковая промышленность:

производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.

4. Промышленность строительных материалов:

производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении № 1а к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2005 года № УП–3586.

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.

6. Пищевая промышленность:

производство готовой промышленно-переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).

7. Мясо-молочная промышленность:

производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.

8. Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов

9. Химическая промышленность.

10. Нефтехимическая промышленность.

11. Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии.

12. Производство упаковочных материалов.

13. Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии.

14. Угольная промышленность:

обогащение угля;

производство угольных брикетов;

сланцевая промышленность.

15. Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения.

16. Машиностроение и металлообработка:

машиностроение

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;

строительное, дорожное и коммунальное машиностроение;

машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

17. Станкостроительная и инструментальная промышленность.

18. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность.

19. Микробиологическая промышленность.

20. Производство игрушек».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан

от 10 апреля 2012 года № УП–4434

ПЕРЕЧЕНЬ

основных гарантий, льгот и преференций, установленных для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями

I. Гарантии, льготы и преференции по обеспечению благоприятных условий для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями

1. Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.

Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.

Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан (Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», статья 9).

2. Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, а также судебные решения, затрагивающие каким-либо образом интересы иностранных инвесторов, должны быть им доступны, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, — опубликованы.

Органы государственного управления и органы государственной власти на местах обязаны предоставлять по запросам иностранных инвесторов интересующую их информацию в порядке, предусмотренном законодательством (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 9).

3. Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям.

В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 3).

4. В случае принятия органами государственного управления или органами государственной власти на местах нормативных актов, ущемляющих права иностранных инвесторов, а также в случаях незаконного их вмешательства в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, причиненные убытки возмещаются этими органами в судебном порядке (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 11).

5. В случае какого-либо несоответствия между положениями Законов Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях». «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов (Законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», ст. 22 и «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 12).

6. Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов в Республике Узбекистан не подлежат национализации.

Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 5).

7. Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством имеют право:

открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за ее пределами;

получать и возвращать ссуды в иностранной валюте (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 6).

8. Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 7).

9. Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию.

Предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан (Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», ст. 12).

10. Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право, на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников должны решаться в трудовых договорах с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налогов и обязательных платежей (Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», ст. 14).

11. Законодательством, наряду с общими гарантиями и мерами зашиты иностранных инвесторов, могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты, в том числе обеспечивающие безусловное выполнение партнерами своих обязательств перед иностранными инвесторами.

Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:

в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;

в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;

в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения (Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», ст. 4).

12. Для производственных предприятий с иностранными инвестициями, экспортирующих продукцию собственного производства за свободно конвертируемую валюту, установлены следующие дополнительные льготы и преференции:

отменены экспортные таможенные пошлины на продукцию собственного производства;

предоставлено право экспортировать собственную продукцию без предоплаты и открытия аккредитива, при наличии гарантий уполномоченных банков, обслуживающих покупателей, и соблюдении сроков поступления валютной выручки, предусмотренных действующим законодательством;

разрешено открывать за рубежом торговые дома и представительства для маркетинговых исследований внешних рынков и рекламирования производимой продукции с поставкой для них товаров на условиях консигнации;

отменена регистрация в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан экспортных контрактов на поставку продукции собственного производства (кроме экспорта лицензируемых товаров), сохранив действующий порядок их учета в уполномоченных банках и таможенных органах;

определено, что предприятия самостоятельно формируют на договорной основе контрактные цены на экспортируемую продукцию собственного производства (Указ Президента Республики Узбекистан от 26.08.1997 г. № УП–1831 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции, производимой предприятиями с иностранными инвестициями».

II. Налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями

1. Предприятия приоритетных отраслей экономики, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, с 1 июля 2005 года освобождаются от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:

от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США — сроком на 3 года;

свыше 3 млн долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 5 лет;

свыше 10 млн долларов США — сроком на 7 лет.

При ухудшении условий инвестирования последующим законодательством указанные льготы действуют в течение всего срока, на который они предоставлены (Указ Президента Республики Узбекистан от 11.04.2005 г. № УП–3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»).

2. От обязательной продажи выручки в иностранной валюте освобождаются сроком на 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления, у которых доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50 процентов. Данные предприятия считаются специализирующимися на производстве товаров народного потребления, если доля собственного производства этих товаров составляет более 60 процентов от общего объема выручки от хозяйственной деятельности (постановление Кабинета Министров от 29.06.2000 г. № 245 «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка»).

3. Иностранные компании, осуществляющие поисковые и разведочные работы на нефть и газ, а также привлекаемые ими иностранные подрядные и субподрядные организации освобождаются от уплаты:

всех видов налогов и обязательных отчислений во внебюджетные фонды на период проведения геологоразведочных работ;

таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования, материально-технических ресурсов и услуг, необходимых для проведения поисковых, разведочных и других сопутствующих работ (Указ Президента Республики Узбекистан от 28.04.2000 г. № УП–2598 «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа», п.4).

4. Совместные предприятия по добыче нефти и газа, образуемые с участием иностранных компаний, осуществлявших поисковые и разведочные работы на нефть и газ, освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на 7 лет с начала добычи нефти или газа. (Указ Президента Республики Узбекистан от 28.04.2000 г. № УП–2598 «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа», п. 7).

5. От обложения таможенной пошлиной освобождаются:

имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;

имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования (Закон Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», ст. 33)

6. Предприятия с иностранными инвестициями, наряду с налоговыми и таможенными льготами и стимулами, предназначающимися для них, пользуются также всеми видами налоговых и таможенных льгот, предусмотренных для юридических лиц Республики Узбекистан, в частности, при производстве экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, производстве товаров народного потребления повышенного спроса, экспорте товаров (работ, услуг), импорте технологического оборудования, передаче имущества в качестве инвестиционных обязательств и т. д.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech