Колл-центр 1082
Телефон доверия: +998 (71) 259-21-37
Сайт работает в тестовом режиме
Ру Ўз O'z En

Новости

31 Марта 2023

Опровержение к статье финансового аналитика К. Срапионова, опубликованной на сайте издания gazeta.uz

Агентство по управлению государственными активами по опубликованной статье К. Срапионова о проведении народного IPO предприятий, подлежащих приватизации, через публичные торги в порядке проведения народного IPO на местном фондовом рынке по принципу «одна акция - один лот» сообщает следующее.

Агентство, правильно оценив озабоченность Карена Срапионова, связанную с проведением народного IPO 40 государственных предприятий, поддерживает развитие фондового рынка страны и реформы, проводимые в данной сфере.

В частности, первые IPO/SPO, проведенные предприятиями с государственным участием были инициированы именно уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.

Вместе с тем, во избежание некоторых заблуждений и разночтений по поводу народного IPO, хотели бы выразить следующее:

1. Целью народного IPO с акциями предприятий является привлечение максимально широких слоев населения, обеспечение их дополнительным источником заработка и пробуждение чувств собственника.

Так, в послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису и народу Узбекистана от 20 декабря 2022 года были выражены касающиеся именно этого вопроса следующие моменты:

…«Наша цель – чтобы среди соотечественников появились сотни тысяч собственников и акционеров. Граждане Узбекистана должны иметь возможность инвестировать свои сбережения и получать высокие доходы.

Поэтому я дал поручение: в следующем году акции 10 крупнейших компаний и коммерческих банков страны будут выставлены на открытые и прозрачные торги, в которых смогут принять участие все наши граждане.

Уверен, это будет настоящее народное IPO».

С этой точки зрения, постановлением предусмотрен охват широких слоев населения во всех регионах республики, проявивших интерес к акциям, с разовым использованием возможностей электронной торговой платформы “E-auksion” и ее мобильного приложения в режиме реального времени.

Для этого были отобраны компании с высокой доходностью и способностью выплачивать дивиденды, а их акции будут выставляться на торги поэтапно, путем тщательной подготовки.

2. Преимуществами использования электронной торговой платформы “E-auksion” при проведении народного IPO являются следующие:

- найм инвестиционного посредника (брокера) для покупки акций, заключение договора с ним, получение паспортных данных, открытие счета для перевода денежных средств осуществляется дистанционно, без непосредственного участия инвестора;

- возможность размещения заявок в онлайн режиме 24/7, в том числе через мобильное приложение;

- возможность идентификации инвесторов (клиентов) в режиме онлайн.

Тем временем, создание подобных возможностей на фондовом рынке, особенно создание нового программного обеспечения, требует значительного времени и дополнительных средств.

К примеру, если в 2022 году число посетителей сайта фондовой биржи составило всего 113 тыс. пользователей, то платформу “E-auksion” посетили 4,3 млн. пользователей и количество участников торгов составило 1,3 млн.

3. Постановлением предусмотрено полное сохранение права инвестиционных посредников и андеррайтеров на участие в данных процессах.

В частности, указано привлечение к организации процессов торгов профессиональных организаций, создание возможности заключения договоров с ними и открытия счетов депо, создание равных условий для участия инвестиционных посредников, а также их клиентов в приобретении акций.

При этом, в процессе размещения заявок создается возможность выбора инвестиционных посредников для открытия счетов депо, для чего на электронной торговой платформе “E-auksion” имеется достаточно ресурсов и возможностей.

4. Сбор заявок (подписка на акции) на электронной торговой платформе “E-auksion” не приведет к формированию параллельной торговой площадки или «черного» рынка на фондовой бирже, так как вторичные торги народного IPO будут осуществляться на бирже.

Чем больше будет реализовано населению акций на первичном рынке, тем больше ожидается совершение сделок по акциям на вторичном рынке, что послужит увеличению оборота фондового рынка.

5. Проект документа был согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, в частности, с Агентством стратегических реформ и 21 февраля текущего года в соответствии с новым порядком, коллегиально одобрен Кабинетом Министров.

6. Акции могут продаваться не только по традиционной процедуре IPO, но и посредством SPO, совместно с профессиональными организациями, привлеченными на предприятия, на основе отдельного подхода.

В этой связи, приглашаем профессиональных участников фондового рынка принять активное участие в проведении народного IPO и выражаем готовность к постоянному сотрудничеству с ними.

7. Преобразование государственного предприятия «Центральный депозитарий ценных бумаг» в акционерное общество и публичное размещение его акций будет осуществляться исходя из международного опыта, путем повышения инвестиционной привлекательности и модернизации программного обеспечения предприятия.

8. Также, автором сообщается, что внесенные в Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» изменения по порядку избрания независимых членов Наблюдательного совета якобы ограничивают права миноритарных акционеров и не обсуждались с представителями общественности.

Проект данного документа согласован с уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг и был размещен для общественного обсуждения (ID-52334).

Кроме того, посредством популярного среди профессиональных участников Telegram-канала «КорпИнфо», было призвано активно участвовать в обсуждении законопроекта, однако, со стороны профессиональных участников и представителей общественности никаких предложений и возражений не поступило.

Справочно: в целях обеспечения прав миноритарных акционеров настоящим Законом установлено, что кандидаты в независимые члены наблюдательного совета, если иное не предусмотрено уставом общества, выдвигаются наблюдательным советом общества для рассмотрения общим собранием акционеров, как правило, на конкурсной основе.

9. Разъяснение автора по поводу введения новой практики распределения дивидендов предприятий, представленное редакции «Курсива» абсолютно необоснованно и не соответствует действительности.

Так, в постановлении Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2023 года требование о рекомендации по размерам дивидендов по государственной доле предприятий с государственным участием общему собранию акционеров по согласованию с Агентством распространяется только на кандидатов, избранных по доле государства, и не подразумевает нарушения прав других акционеров при распределении дивидендов или начисления дивидендов меньшего размера по отношению к доле государства, либо иного способа их начисления.

В частности, в соответствии с требованиями Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» решение о выплате дивидендов, размере дивиденда принимается общим собранием акционеров на основании рекомендации наблюдательного совета общества (ст. 50), при этом,  должны соблюдаться равные права акционеров (ст. 51), государство как акционер имеет равные наряду с другими акционерами права и обязательства (ст. 111).

Внедрение данного порядка позволит предотвратить, необоснованное взыскание дивидендов с предприятий, ухудшение их финансового состояния, а также негативное влияние на реализуемые ими инвестиционные проекты и работы по модернизации.

2058 Распечатать
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech